Calend.jpeg

Новости СРР 
 

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Лисячьи блоги
В блоге пока нет сообщений
 "Лисячьи" блоги
 RxTx
 Группа отзывов

Мы в соцсетях




Советы психологической подготовки.

Главное в овладении навыком - тренировка. Это понятно. Но, как показывает опыт, сколько не ставь спортсменов в одинаковые условия подготовки, уровень их соревновательных результатов будет разным. Очевидно, что из двух соперников (при прочих равных условиях - оба равные по мастерству, уровню физической подготовленности и другим характеристикам) победит тот, у кого будет лучший психический настрой на данное соревнование.
Возможности спортсмена эффективно реализуются лишь в том случае, если:
1. имеются необходимые способности и сформулированы соответствующие навыки;
2. одновременно с этим проявляется соответствующее отношение, установка на выполняемую деятельность.

Что можно посоветовать тренеру по поводу психологической подготовки, точнее тренерского влияния на психологическую подготовку спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности? Каждый опытный тренер знает, что для повышения спортивного результата мало только бесконечного повторения движения (действия). Тренировка без полной и своевременной информации о достигнутых результатах приведет лишь к незначительному улучшению деятельности. Если спортсмен знает о качестве выполнения им действия по сравнению с идеальным, ориентируясь либо на собственную информацию, либо на информацию, получаемую из внешних источников, его возможности добиться успеха существенно повысятся. Всякая информация, получаемая из собственного опыта спортсмена, помогает ему вносить необходимые поправки в действия. На начальных стадиях формирования навыка тренер обеспечивает необходимое руководство. Его слова служат необходимой мотивацией, подкреплением действия и направляют непосредственное его выполнение.
Знание результатов деятельности, или обратная связь, является чрезвычайно важным фактором. Тренер должен предусмотреть, как в ходе обычной работы обеспечить спортсменов точной информацией о результатах деятельности.
Еще одним фактором является личностный смысл деятельности. Человек всегда эффективнее занимается делом, имеющем для него особый смысл. Значимость деятельности мотивирует сосредоточенность и интерес к тренировке, отсюда и более быстрое освоение навыка.
Тренеру необходимо помнить - любое задание может быть выполнено, если оно соответствует уровню зрелости и состоянию готовности ученика. Для более юных спортсменов некоторые упражнения могут быть модифицированы. Например, поиск постоянно работающих передатчиков; возможность пеленгования "лис" на старте и только после этого выбор варианта и старт; заданный вариант поиска и др.
Психологическая готовность спортсмена к работе заключается в том, что он нацелен на выполнение задачи и готов тренироваться для достижения совершенства.
Таким образом, понятие "качество тренировок" включает в себя:
1. мотивацию занимающегося, готовность, интерес и сосредоточенность;
2. значимость и уместность задачи;
3. достаточную информацию и наличие необходимых ориентиров.

Далее рассмотрим подробнее понятие мотивации. Мотивация - это побуждение к достижению цели. Часто главным побудительным стимулом является получение какой-то награды (призы, медали, просто похвала). Стимул может иметь форму внутреннего побуждения преуспеть, самоутвердиться или как-то по-другому реализовать свои возможности. Без должной мотивации спортсмен не будет тренироваться совсем или будет тренироваться плохо. С другой стороны завышенная мотивация может быть вредна. Слишком большое старание может привести к ухудшению деятельности. Часто тренеры доводят своих спортсменов до состояния "предстартовой лихорадки". Это может сильно вредить спортивному результату радиоориентировщика, для которого первые минуты работы на дистанции чрезвычайно важны.
Для тренера очень важен индивидуальный подход к каждому из учеников: существует оптимальный уровень мотивации для каждой задачи и каждого исполнителя. Рассмотрим некоторые основные виды мотивации, имеющие значение для спортсмена:
1. прекрасным источником мотивации в спорте является соревнование. Никакая тренировка не даст такой мотивации для достижения более высоких результатов, какую дает соревнование;
2. другим источником мотивации является информация, или обратная связь, обеспечиваемая тренером;
3. еще один источник мотивации - подкрепление, в качестве которого может выступать похвала и другие виды поощрения или вознаграждения.

Роль тренера, как мотиватора, очень важна для спортсмена, и это следует постоянно помнить. Любой способ, оптимально побуждающий спортсменов к действию (индивидуально или коллективно), следует активно применять в практической работе.
Каждый спортсмен имеет свой определенный уровень притязаний, который, так или иначе, влияет на его реальное поведение. И это важно учитывать тренеру. Наличие реальных высоких целей приводит к улучшению результатов деятельности. Побудительным действием на уровень притязания, на уровень намечаемой цели будет, очевидно, успешные выступления спортсмена в прошлом. Поэтому, достаточно успешные выступления в прошлом и правильно поставленные цели являются предпосылкой к дальнейшему повышению уровня притязания, что, в свою очередь, приводит к улучшению результативности деятельности. Тренер должен точно ставить цель перед спортсменом. В зависимости от прошлого опыта и ожиданий в настоящем, перед каждым спортсменом ставится определенная цель, которая должна меняться после каждого выступления. Цели должны быть реальны. Довольно частое достижение цели ведет к повышению уровня притязания. Высокие, но реально достижимые цели способствуют более продуктивной деятельности. Поэтому тренеру необходим индивидуальный подход к каждому спортсмену.
Большое влияние на результат спортсмена могут оказывать различные раздражители и факторы, исходящие из внешних условий. Одна из сложных задач для начинающего - научиться не реагировать на несущественные раздражители окружающих условий, и сосредотачивать внимание на наиболее значимых и информативных. Обдумывая тренировочное задание, тренер должен выделить для спортсмена то главное, чего можно достичь (научиться) в этом упражнении. Например, в нанесении пеленгов - точность направления; при приближении к передатчику - скорость и нарастание звука; и т.д.

В радиоориентировании есть очень много внешних сбивающих факторов: радиопомехи в эфире; неудобная для бега почва (пески, болота, камни); труднопроходимая растительность; неровности почвы; отвлекающие действия соперника; неточности карты; усталость; неблагоприятные погодные условия; неправильно выбранный вариант поиска; неустойчивость радиоволны и другие. Все эти факторы могут оказывать влияние на поведение спортсмена, особенно начинающего. В практике тренировочной работы опытный тренер всегда будет подбирать специальные условия тренировок, или упражнения, способствующие привыканию и приспосабливаемости спортсмена к этим факторам. Например:
- Обязательно включать в тренировки бег по неудобному грунту, через заросшие участки леса, бег в гору с определением пеленга или поиском передатчика. Это можно делать по ходу кросса или же отдельной тренировки.
- Пробегание отрезков по лесу без видимых ориентиров, на точность выхода в намеченную точку, либо на сигнал радиопередатчика.
- На тренировочной трассе идти заведомо неправильным вариантом, стремясь, тем не менее, показать максимально лучший результат.
- На тренировочной трассе стартовать одновременно с равным по силе, или более сильным соперником, стремясь работать самостоятельно, и уходить вперед, используя его ошибки.
- Тренироваться в любых погодных условиях.
- Тренироваться на старых картах, учитывая по ходу дистанции произошедшие изменения и стараясь избегать ошибок связанных с неточностями карты.
- На тренировочных дистанциях ставить передатчики в местах с объектами, влияющими на радиосигнал (линии электропередачи, болото и др.), с концентрацией внимания спортсмена на эти факторы.

Но не стоит, увлекаясь подобными упражнениями, забывать, что каждые тренировочные действия должны повторять реальные ситуации соревнований. Спортсмену в овладении навыком могут помочь специально созданная среда, обстановка тренировок и словесные инструкции.
Важную роль в психологии спортсмена играет идеомоторная тренировка. В автобиографиях выдающихся спортсменов и рассказах о них часто говорится, что они занимались какой-либо формой идеомоторной тренировки до, во время и после соревнований. Они постоянно пересматривают, анализируют и продумывают своё выступление. Богатое технико-тактическими приёмами радиоориентирование требует от спортсмена особо тщательной настройки на соревнование. И не только на соревновательный, но и на каждый тренировочный старт должен настраиваться спортсмен. Мысленно представить свои действия с первых минут забега и до финиша, с учетом внешних условий( местность, карты, погоды, своей подготовленности и даже привычек планировщика дистанций). Этому будет способствовать и тщательный анализ прошлый соревнований. Разбор при этом должен не только фиксировать ошибки, но и определять наилучшие пути прохождения дистанции. Анализировать и представлять свои действия на дистанции спортсмен должен как можно чаще, и дома, и в дороге и по ходу кроссовых пробежек. Мысленно проработанные до автоматизма технико-тактические действия позволят избежать многих ошибок и потерь на реальной дистанции радиоориентирования. В той или иной форме активизация познавательных процессов должна быть и является частью тренировочной работы, направленной на приобретение и закрепление навыков. Целенаправленная идеомоторная тренировка двигательных и технико-тактических навыков может помочь повышению эффективности деятельности.
Волевые качества также относятся к психологии спортсмена и выполняют немалую роль в достижении хорошего результата в соревновании. Волевые качества воспитываются в ходе постоянной тренировочной работы как и все другие спортивные качества. Тренер включает упражнения на тренировку волевых качеств в комплексе с различными другими действиями. Радиоориентирование - достаточно тяжелый вид спорта по физическим, техническим и тактическим параметрам. Спортсмен вынужден приложить немало усилий для успешного завершения дистанции. Соревнования и тренировки зачастую проходят в неблагоприятных природных условиях, требующих от спортсмена проявлений упорства, немалых волевых усилий. Необходимо добиваться от спортсмена постоянной концентрации внимание по ходу преодоления дистанции и, особенно в конце её, на фоне нарастающей усталости. По ходу тренировочных забегов и кроссов давать задания повышать скорость бега на финишном отрезке. Пробегая по неудобной для бега местности, не сбавлять скорость и даже увеличивать темп. Стремиться к максимальному результату не только в соревновании но и в тренировочных забегах.
Следует также выделить отдельным вопросом психологической подготовки разбор соревновательных дистанций. Умение делать выводы из своих результатов и результатов соперника позволяет спортсмену повышать мастерство, избегать ошибок и находить пути совершенствования своих умений и навыков. Анализируя результаты первых стартов сезона спортсмен видит, соответствовал ли результат запланированному в подготовке. Если да, то можно прогнозировать дальнейший рост повышения результатов. Если нет, разобраться в причине несоответствия, в физической, технической, тактической или психологической неподготовленности. Анализируя участие в главных стартах сезона, нужно сделать выводы из неудовлетворительных результатов и разобрать весь ход подготовки в целом для более удачного планирования и выполнения планов в будущем. Не просто отмечать ошибки и их количество, а искать причины, приведшие к их появлению и пути совершенствования своих спортивных качеств. И даже в лучших стартах сезона нужно отыскать возможности роста, резервы - пути, по которым в следующем сезоне результат можно ещё более повысить.

Теги: 
Количество показов: 2172
Автор:  Геращенко В.М.
Рейтинг:  3.3

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)